Реставрация Багетных рам
Основное правило реставрации – не навреди! Использование старых материалов, тех, которыми и был изначально сделан багет, максимально приблизит к желаемому результату.
Старые багетные рамы, как правило попадают на реставрацию с рассохшимися углами. Как убрать трещину ?
Существует несколько способов:
1) Закрепить раму струбциной, пропилить угол ножовкой, переклеить.
Этот способ подходит, если размер рамы не принципиален, так как после пропила всех четырёх углов, она , так сказать, «Сядет на размер»
2) Второй способ подходит , если нужно сохранить чёткий размер или у рамы есть красивый угол, который пострадает при пропиливании. Посмотрим наглядно процесс реставрации рамы с углами:
1) Широкую щель зачищаем от грязи, Зареиваем шпоном ( можно использовать горячий столярный клей или негустой клей ПВА) Излишки шпона подрезаем.
2) Утраты лепки Мастикуем.
Рецепт приготовления мастики для реставрации:
* Столярный клей с водой подогреть на водяной бане
* Добавить туда же мелко порезанную бумагу, мыло, олифу
* Варить до однородной массы, периодически помешивая
* Остудить и замешать с мелом до состояния теста ( мел взять качественный финский либо его просеять)
* Полученной Мастике нужно «остыть» на воздухе 10минут, затем плотно завернуть в пакет , хранить в холодном месте.
Реставратор всё приготавливает интуитивно «на глаз» Наверно , поэтому и появляются секреты реставрации.
Что с чем смешать и в каком количестве можно наглядно посмотреть на нашем Мастер Классе Запись по тел 8 981 834 43 42
Там, где есть недостающий участок лепки - мажем клеем, лепим мастикой по форме и заглаживаем водичкой
3) Теперь вышкуриваем только те части , которые новые. Перед этим протираем влажным тампоном, убираем излишки клея.
1 Покрываем новые части шеллаком, при необходимости несколько раз.
4) Тонирование старой рамы
Что такое тонировка – в реставрации это целое искусство обмануть время и с помощью красок, пасты или лака точно в цвет замаскировать (затонировать) новые части. Сделать так ,чтобы новое не отличалось от старого и сохранилась целостность багета. Очень просто всё перезолотить и запатинировать , но это не может называться реставрацией в правильном понимании. Сохранить максимально всё старое- Вот наша задача; Объяснить заказчику что именно это правильно и старое золото с протёртостями выглядит красивее новой потали.
1) Сначала, в нашем случае, делаем более тёмную подложку. Используем темперу.
2) Затираем специальной пастой.
3)Соблюдаем целостность рамы. Задаём ровный тон шеллаком так , чтобы при общем взгляде на раму ничего явно не бросалось в глаза.
Реставрация багета - Это сложный процесс ,состоящий из нескольких этапов:
Реставрацию основы – дерева ; Укрепление левкаса; Восстановление лепного декора; Восстановление позолоты.
Если требуется провести классическую реставрацию багета, то сначала производится техническое обследование( состояние дерева, лепки , выявляются поздние ,не авторские домазки) Определяются особенности техники золочения, т.е. каким способом была позолочена рама( на мордан, на полимент, на гульфарбу, янтарным лаком по серебру) - отсюда складывается стоимость работ и подбирается оптимальный метод реставрации.
Позолоту с волосяными трещинами не закрепляют; позолоту с трещинами 0.5 мм ,не сильно отстающую от грунта, закрепляют после предварительной промывки. Но ,как правило, на реставрацию приносят сильно разрушенный багет ,который хранился на чердаке в сырости, и позолота легко отстаёт при прикосновении.- в этом случае слой позолоты и всего грунта пропитывают раствором спирта ректификата (60 %) ,что обеспечивает глубокое проникновение связующего в процессе последующей пропитки.
Пропитывают горячим животным клеем ( осетровым, столярным, кроличьим, желатином) с добавлением антисептика. Закрепление производят в два этапа: сначала более жидким клеем 8-10 %,затем 15-20% (150- 200 г на 1 литр воды)
Клей наносят аккуратно по месту трещины шприцем или тонкой кисточкой, не попадая на позолоту. В сложных случаях, при полном осыпании грунта и позолоты, укрепляемый участок пропитывают раствором через микалентную бумагу несколько раз. Высушивают без вентиляторов и подогрева. На реставрацию нельзя жалеть время !!! Каждый слой, будь то пропитка или уже грунт- должны быть просушены естественным образом.
Укреплённую позолоту, сделанную на лаке МА-594, промывают тёплой водой с детским бесщелочным мылом. Необходимо взбить мыльную пенку и наносить ее на раму с помощью кисти; аккуратно ,не повредив позолоту, протереть ватой .Промывка поверхностей клеевого золочения (на чеснок, желатин ,осетровый клей) а также полимент – требует большой осторожности ( вода не должна попасть под слой позолоты и в трещины левкаса)
Поздние бронзировки, сделанные в Советское время, стойкие загрязнения ,жирная копоть удаляются скальпелем и органическими растворителями.
Далее трещины и мелкие утраты авторского левкаса заполняют мастикой.
Мастику готовят на водяной бане и замешивают ,как тесто, с просеянным мелом. Полученной пластичной массой восполняют утраты лепки, сделав предварительно форму недостающих элементов.
Далее готовят грунт Левкас – в тёплый клей насыпается тёртый отмученный мел. Когда он пропитается раствором, вся масса размешивается, затем протирается. Хранится с прохладном месте не более трёх суток - поэтому и приготавливается в небольших количествах. В некоторых случаях, при морданных работах ,без полировки, для прочности вводится в левкас немного натуральной олифы (5-10%)
Клей для левкаса можно использовать костный, рыбий осетровый , желатин. Крепость клея проверяется таким способом : В сваренный клей добавляется щепотка мела. Если он сразу тонет ,то клей слабый, если не тонет – слишком крепкий. Отсюда и выражение :»Реставратором не рождаются ,а становятся!» Нужно поймать среднее состояние, при котором мел будет медленно оседать.
Наносят левкас поочерёдно в натыч и в приглядку ( торцуют и намазывают) 6-8 слоёв ,затем прорезают цировки и рисунок резьбы.
Подготавливают поверхность согласно выбранной методике золочения.
Использовано В.М .Моисеичев « Работа мастера-позолотчика» 1957г.